ещё
свернуть
Все статьи номера
11 , Ноябрь 2009
Документооборот / Кадровая служба с нуля

Что такое документы оперативного хранения, как их классифицировать и хранить

В повседневной деятельности кадровой службы образуется множество документов. Они необходимы для четкой работы с персоналом. На практике часто возникают вопросы, как обеспечить сохранность этих документов, а также организовать свободный доступ к ним. Как правильно классифицировать документы? Сколько времени документация должна храниться в кадровой службе? В какой момент бумаги необходимо передавать в архив? На эти и другие вопросы мы ответим сегодня.
Анна ГРИБАНОВА, юрист, эксперт журнала « Кадровое дело»

Какие документы хранить в оперативном порядке?

Подскажите, пожалуйста, как определить, какие документы в отделе кадров подлежат оперативному хранению?

Для проведения экспертизы ценности документов должна быть создана постоянно действующая экспертная комиссия.

Под оперативным хранением следует понимать хранение документов в процессе их исполнения. Также оперативным считается хранение исполненных документов до проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение в архив1. Документами оперативного хранения являются документы, образующиеся в текущей деятельности кадровой службы. Это различные приказы по личному составу, табели учета рабочего времени, отчеты о командировках, планы подготовки корпоративных мероприятий, служебные записки, поручения и т. п. 

Документы оперативного хранения следует вести в соответствии со сроками, установленными в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения2.

Как документы формировать в дела?

Скажите, пожалуйста, можно ли формировать исполненные документы только по годам? И какими принципами следует руководствоваться при формировании документов в дела?

Формирование исполненных документов только по годам неприемлемо, так как разные документы имеют разный срок хранения. Это и есть основной принцип, на основании которого документы объединяются в дела. По общему правилу исполненные документы группируются в дела, прежде всего, в соответствии с их видом, а потом уже по хронологии.

Например, уставы, положения и инструкции группируются вместе с распорядительными документами (приказами), которыми утверждены и введены в действие, так как являются приложениями к ним.

Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу, так как сроки их хранения существенно отличаются3. При этом документы, являющиеся основаниями (заявления, справки) к приказам по личному составу, подшиваются в личные дела сотрудников.

Утвержденные документы, например, планы и отчеты, необходимо хранить отдельно от их проектов. Так как плановые и отчетные документы хранятся в делах того года, к которому они относятся по своему содержанию, а не по времени их составления.

Такая система формирования дел позволяет быстро ориентироваться в документах и предотвратить их утерю, что не допустимо в кадровой службе.

Комментарий юриста

Альберт АБДРАШИТОВ,
юрисконсульт по кадрам ООО «УзДЭУ Авто-Уфа» (Республика Башкортостан, г. Уфа):

– В результате небрежного обращения с документами, в частности, из-за нарушения порядка и сроков хранения часто происходит их утрата. Следует помнить, что в соответствии с законодательством ответственность может наступить только в отношении виновного сотрудника, на которого приказом или должностной инструкцией возложена обязанность по оперативному хранению документов. Обратите внимание, что с 1 января 2010 года ужесточается административная ответственность за нарушения законодательства в сфере хранения документов. В частности, в акцио нерных обществах неисполнение обязанностей по хранению документов общества, а также нарушение порядка и сроков хранения таких документов сможет повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 рублей, а на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей*.

Кроме того, следует помнить, что ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их оформление нередко приводят к поражению работодателя в судебных спорах с работником даже при хорошем знании положений трудового законодательства.

* Статья 13.25 КоАП РФ.

Как хранить документы разных структурных подразделений?

В нашей компании структура департамента по управлению персоналом состоит из отдела кадров и отдела по работе с персоналом. Подскажите, как организовать хранение документов, если структурных подразделений несколько, и как собрать все документы воедино, когда наступит время сдавать их в архив?

В вашей ситуации можно прописать правила хранения документов в Положении о департаменте по управлению персоналом. Например, в разделе Положения «Хранение документов» определить правила хранения документов департамента в целом и правила хранения документов в структурных подразделениях департамента (в отделе кадров и в отделе персонала).

Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, разработанный специалистом, ответственным за организацию документооборота, и утвержденный руководителем организации.

Также следует определить порядок разработки и использования номенклатуры дел4 и указать, кто несет ответственность за сохранность документов департамента в целом и в структурных подразделениях в частности. Обратите внимание, что уже исполненные кадровые документы должны формироваться в дела в соответствии с номенклатурой дел, но до момента передачи в архив должны храниться в том структурном подразделении департамента, где созданы. Когда срок оперативного хранения истечет, и придет время сдавать дела в архив или на уничтожение, лицо, ответственное за хранение документов структурных подразделений департамента, должно передать их в экспертную комиссию для экспертизы ценности. Этот момент также следует зафиксировать в Положении о департаменте по управлению персоналом. 

Пример

Генеральный директор ЗАО «Полюс» утвердил Положение о департаменте персонала. Согласно документу департамент состоял из двух структур: отдела кадров и отдела персонала. Делопроизводство осуществлялось в каждом из отделов самостоятельно: текущие документы хранились «на местах» до момента их передачи в архив. Лицом, ответственным за хранение бумаг, являлся начальник каждого из отделов департамента. Также Положением был закреплен порядок передачи дел на экспертизу ценности, а затем на хранение в архив на основании единой для всего департамента номенклатуры дел. Лицом, ответственным за передачу общего массива документов департамента на постоянное хранение, согласно Положению был назначен начальник отдела кадров.

Следует помнить, что номенклатура дел вводится в действие с 1 января календарного года и должна включать все документы, образующиеся в деятельности организации, кроме технической документации и печатных изданий5.

Совет

Документы, которые во время работы находятся у вас на столе, вечером перед уходом из офиса убирайте в запирающиеся шкафы или сейфы. Это следует сделать для того, чтобы обезопасить организацию от возможной утечки информации, разглашения коммерческой тайны, персональных данных сотрудников, а также предотвратить порчу или утрату документов.

Какие реквизиты обязательно включать в номенклатуру дел?

Я недавно работаю в компании. До моего прихода порядка в отделе кадров не было: все документы хранились в одном общем шкафу. Сейчас я планирую организовать надежную систему хранения документов и, в частности, составить для этого номенклатуру дел. Подскажите, пожалуйста, какие реквизиты документов обязательно следует включать в номенклатуру дел?

Номенклатура дел составляется по установленной форме и включает в себя определенные реквизиты документов.

Обратите внимание, что при оформлении номенклатуры дел необходимо оставлять в каждом ее разделе резервные номера дел (свободное место), которые могут использоваться в дальнейшем для внесения заголовков дел, которые не были предусмотрены при ее составлении. В образце - это последняя строка таблицы.

Кроме того, следует помнить, что по окончании календарного года к номенклатуре дел должны быть составлены итоговые записи о количестве заведенных дел постоянного и временного сроков хранения.

Саму номенклатуру дел (выписку из нее) следует расположить на внутренней стороне шкафа, где хранятся документы кадровой службы, а на корешках обложек дел указать индексы дел в соответствии с номенклатурой.

Существуют ли специальные правила хранения документов для коммерческих организаций?

Я недавно возглавила отдел кадров небольшой коммерческой организации, а до этого работала в государственном учреждении. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо принципиальные особенности в порядке хранения документов коммерческой организации?

Нормативные акты, регулирующее вопросы делопроизводства, не выделяют каких-либо специальных правил для хранения кадровых документов коммерческих организаций. Все кадровые документы коммерческих фирм и государственных учреждений должны храниться в порядке и с соблюдением сроков, предусмотренных нормативными актами. Однако существуют документы, которые для государственных учреждений обязательны к исполнению, а для коммерческих организаций носят рекомендательный характер. Например, таким документом являются Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти6.

Также следует обратить внимание на правила хранения документов по основной деятельности, ведь для компаний различных организационно-правовых форм могут быть предусмотрены свои правила. Так, например, статьей 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»7 предусмотрено, где должны храниться документы общества. Устав и внутренние документы общества должны храниться по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином известном и доступном участникам общества месте. Обратите внимание, что аналогичные положения содержатся в законодательстве об акционерных обществах и унитарных предприятиях8.

1 Подробнее о передаче документов на хранение в архив см. № 11, 2008.
2 Утвержден Росархивом 6 октября 2000 г., полный текст документа в разделе Правовая база.
3 Подробнее о формировании документов в дела см. № 8, 2006.
4 Подробнее о номенклатуре дел см. № 4, 2006.
5 Приложение № 20 и 21 к Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти утверждено приказом Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. № 536.
6 Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477.
7 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
8 Статья 89 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 28 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.