ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7 , Июль 2023
Документы

Аргументы из объяснительной: из‑за каких не получится наказать за дисциплинарку, а какие можно не учитывать

В статье — фрагменты из объяснительных записок работников, в которых они указали причины своего проступка: прогула, опоздания или невыполненной работы. В комментариях к каждому из аргументов найдете довод с учетом актуальной судебной практики, который поможет определить, нужно ли учитывать такие причины как уважительные и стоит ли торопиться с дисциплинарным взысканием. В конце статьи — таблица-шпаргалка с информацией, какие документы придется затребовать, чтобы подтвердить тот или иной аргумент из объяснительной сотрудника.

Как сотрудники объясняют причины прогула

Перед тем как принять решение о том, чтобы уволить сотрудника за прогул, важно правильно оценить обстоятельства и причины, по которым он произошел, доклад Роструда за 2-й квартал 2021 года. Доказать, что увольнение законно, в случае если дело дойдет до суда, обязан будет работодатель, п. 34 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2.

Затребуйте у прогульщика письменные объяснения причин, по которым он не явился на работу. Каждую ситуацию придется рассматривать индивидуально, ведь в законодательстве не прописали четкие критерии, по которым можно было бы определить, какие причины считать уважительными, а какие — нет. Ниже — формулировки из объяснительных прогульщиков и комментарии редакции с выводами о том, можно ли считать причины отсутствия уважительными.

Аргументы сотрудников о причинах прогула

Что пишут в объяснительных про опоздание

В отличие от прогула, опоздание — не грубое нарушение, и за один такой проступок уволить сотрудника нельзя. Но и замечание или выговор работник сможет оспорить, если причины, по которым он опоздал, суд признает уважительными.

Как и в случае с прогулом, решать вопрос о том, уважительные ли причины опоздания, придется самостоятельно, с учетом всех обстоятельств, о которых сотрудник рассказал в объяснительной. Принимайте во внимание тяжесть проступка, были ли из-за этого негативные последствия для компании, а еще — предшествующее поведение работника.

В этом разделе узнаете, какие причины опоздания можно посчитать неуважительными, а из-за каких аргументов работника придется отменить дисциплинарное взыскание.

Аргументы сотрудников о причинах опозданий

Как сотрудники объясняют недостатки в своей работе

Перед тем как наказать недобросовестного работника, который плохо выполняет свои обязанности или игнорирует поручения руководителя, убедитесь, что эти обязанности действительно на него возложили и закрепили в его трудовом договоре, должностной инструкции. Если не закрепить в документах конкретные обязанности сотрудника, в случае судебного спора не получится доказать, что он действительно должен был выполнять эти поручения.

Так же, как и в случаях с прогулом и опозданием, необходимо изучить объяснения, которые предоставил сотрудник. Ведь из-за некоторых аргументов из объяснительной все же придется отказаться от идеи применить к нему дисциплинарное взыскание.

Аргументы сотрудников, почему не выполнили задание

Какие подтверждающие документы запросить у сотрудника

Даже если аргументы в объяснительной записке выглядят очень убедительно, запросите у сотрудника документы, которые подтвердят обстоятельства, о которых он рассказал. Чтобы принять решение о том, применять ли к сотруднику дисциплинарное взыскание, одного объяснения мало. Так считают и в Роструде и указывают, например, что наличия лишь объяснения работника недостаточно, чтобы принять решение об уважительности причины отсутствия сотрудника на рабочем месте, поскольку он может обманывать работодателя, письмо Роструда от 31.10.2008 № 5916-ТЗ.

То же самое и в отношении других проступков — опоздания или плохо выполненной работы. Сотрудник может указать в объяснительной, что опоздал из-за сбоя в работе общественного транспорта, которого на самом деле не было. Информацию о том, какие документы запросить у сотрудника в разных ситуациях, найдете в таблице ниже. Некоторые документы можете получить сами — запросить их у коллег.

Какие документы подтвердят аргументы из объяснительной сотрудника