ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4 , Апрель 2023
Прием, перевод, увольнение

Что проверит суд, если дистанционщик оспаривает увольнение из-за невыхода на связь

В статье узнаете, что суды проверяют при увольнении удаленщиков, которые не выходят на связь. В Трудовом кодексе не регламентировали процедуру, по которой надо оформлять увольнение в этом случае, поэтому безопаснее ориентироваться на судебную практику. Мы проанализировали судебные решения и выяснили, какие три обстоятельства проверяют суды, если удаленщики оспаривают увольнение за невыход на связь. Подробности — в статье.

Работник не выходил на связь

Если дистанционный работник больше двух рабочих дней подряд не выходит на связь, вы можете уволить его по инициативе работодателя, ч. 1 ст. 312.8 ТК. Более длительный срок можно установить в локальном нормативном акте о порядке взаимодействия с дистанционными работниками или в трудовом договоре. Если в документах срок больше, чем двухдневный, ждать придется столько, сколько предусмотрели в ЛНА или договоре. Срок меньше чем два рабочих дня установить нельзя.

Суд в первую очередь проверит, действительно ли работник не был на связи больше двух рабочих дней подряд. Чтобы это доказать, нужно подтвердить, что вы пытались связаться с работником, но он не отвечал. Подойдут акты, табель учета рабочего времени с проставленным кодом «НН», докладные записки, свидетельские показания, скриншоты переписки и электронной почты. Если представители работодателя выезжали на место, где должен работать сотрудник, но там его не обнаружили, это тоже аргумент. Все это поможет доказать, что работодатель принял меры, чтобы связаться с работником.

Соберите любые доказательства того, что руководитель пытался связаться с работником, но он не выходил на связь

Пример

Иванов трудился на условиях дистанционки. Руководитель в течение шести рабочих дней не мог с ним связаться и составил об этом докладные. Свидетели подтвердили, что Иванов не отвечал по рабочим вопросам. Чтобы выяснить, почему работник не отвечает, коллеги выезжали к нему по адресу, который Иванов предоставил при трудоустройстве. Восстановить связь с работником не удалось, и его уволили. Сотрудник попытался оспорить это решение, но судьи поддержали работодателя. Работодатель предоставил в суде доказательства того, что руководитель пытался связаться с сотрудником, но он не отвечал, решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08.09.2021 по делу № 2-4151/2021.

Будьте также готовы опровергнуть слова работника о том, что ему не направляли запрос, на который он не ответил. Сделать это можно свидетельскими показаниями, видеозаписями попыток дозвониться до сотрудника, скриншотами. Если делаете скрины, следите, чтобы на них были данные об отправке. Судьи примут распечатку переписки в качестве доказательства, только если на ней будет видно, когда и кто отправил письмо и точно ли оно было адресовано работнику, решение Тигильского районного суда Камчатского края от 20.07.2021 по делу № 2‑1‑23/2021.

Когда принимаете решение, увольнять ли работника, учитывайте не только условия ЛНА и договора, но и то, как фактически работник обычно связывался с работодателем. В случае спора суды это проверят.

Используйте только те способы связи с сотрудником, которые предусмотрели в ЛНА или обычно применяете в работе

Пример

Руководитель отправил дистанционщику Петрову задание курьером по адресу, который был в трудовом договоре, а не по электронной почте, как обычно. Вручить документы не удалось, дверь никто не открыл. У работника запросили объяснения, опять же через курьера. Вручить запрос также не удалось. В итоге работника уволили за невыход на связь с работодателем. Судьи признали такое увольнение незаконным. ЛНА о порядке взаимодействия работника с руководителем в организации не было. По сложившейся практике они связывались через электронную почту. Кроме того, истец утверждал, что был на связи с руководителем. Работодателю не удалось доказать, что неготовность работника принять документы от курьера означала, что он не выходил на связь, апелляционное определение Тверского областного суда от 28.07.2022 по делу № 33-2673/2022.

У работника не было уважительной причины не выйти на связь

Можно уволить дистанционщика за невыход на связь, только если у него не было уважительной причины быть не онлайн. Поэтому суды проверяют, с чем связано отсутствие взаимодействия, а вам надо быть готовым объяснить, почему компания решила, что причины неуважительные.

Пример

Работница приостановила работу из-за того, что ей задержали зарплату, и поэтому не выходила на связь. Однако работодатель в суде доказал, что части долга, о которой говорит работница, нет. Другую же часть он выплатил в день получения уведомления о приостановке работы, перечислив деньги на зарплатный счет. Об этом он сообщил работнице: написал на личный и рабочий e-mail, в WhatsApp, в рабочих системах, а также направил телеграммы. Несмотря на это, работница на связь не вышла. Суд признал увольнение законным, решение Советского районного суда г. Казани от 01.12.2021 по делу № 2-8804/2021.

Выясните, по какой причине работник не выходил на связь с работодателем

В качестве уважительной причины невыхода на связь суды рассматривают, например, необеспечение работника оборудованием для работы, в то время как это было обязанностью работодателя, решение Заводского районного суда г. Саратова от 15.11.2022 по делу № 2-3213/2022. Другой пример — лишение работодателем работника доступа к рабочим системам и корпоративной электронной почте. В таких делах суды проверяют, сообщал ли работник руководству, что лишен доступа. Если да, то работник действовал добросовестно и увольнение незаконно, апелляционное определение Томского областного суда от 22.11.2022 по делу № 33-3961/2022.

Вы не нарушили процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности

Судьи требуют, чтобы вы применяли процедуру дисциплинарного взыскания к увольнению дистанционщика, несмотря на то, что в законе это прямо не написано. Логика такая: перечень оснований увольнения, которые относятся к дисциплинарной ответственности, открытый. При этом увольнение дистанционщика, который не выходит на связь, — фактически наказание виновного работника, решение Советского районного суда г. Казани от 01.12.2021 по делу № 2-8804/2021.

Чтобы не проиграть в суде, действуйте так, как обычно увольняете по статье. Запросите у работника объяснения и дайте ему два рабочих дня на ответ. Оцените тяжесть и обстоятельства проступка. Увольняйте, только если нашли доказательства, что у работника не было уважительных причин не быть на связи и применить более мягкое взыскание нельзя. В приказе об увольнении опишите проступок, за который увольняете дистанционщика. Укажите конкретные периоды, когда не могли выйти с ним на связь, апелляционное определение Томского областного суда от 22.11.2022 по делу № 33-3961/2022.