Все статьи номера
Не прочитано
7 , Июль 2019
Кадровые новости
Интервью

За какие ошибки ГИТ штрафует в 2019 году и когда суммирует штрафы

Даже если вы прекрасно знаете закон, это еще не гарантия, что проверку ГИТ пройдете без штрафа и предписания. Все тонкости инспекционных проверок не регулируют ни Трудовой кодекс, ни внутренние документы ГИТ. Каждая проверка уникальна, и ее итоги для компании во многом зависят от опыта инспектора и кадровика. Как пройти проверку с минимумом претензий мы попросили рассказать Юлию Попову, юриста с опытом работы в ГИТ.

Справка
Юлия Геннадиевна ПОПОВА

В 2004 году окончила Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации, квалификация юрист по специальности «Юриспруденция».

С 2009 по 2017 год — главный государственный инспектор труда, начальник отдела по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, начальник отдела административного делопроизводства Государственной инспекции труда в городе Москве.

С ноября 2018 года — начальник юридического отдела НОЧУ ДПО «МОСДОР».

Как узнать, кто нажаловался в ГИТ
Совет от главреда найдете в конце статьи

Главное в статье СкрытьЮлия Геннадиевна, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какая самая частая причина визита инспектора в компанию?

— Здравствуйте! Чаще всего инспекторы приходят по жалобе на компанию, причем не обязательно от работника. Жалобы также передают правозащитные организации и профсоюзы. А еще о нарушениях инспекторы узнают из интернета. Например, новостной сайт публикует сообщение, что работодатель не платит зарплату или не выдает средства индивидуальной защиты.

ГИТ всегда приходит с проверкой, если сотрудник написал жалобу? Как инспектор должен поступить, если увидит, что вопрос работника — это индивидуальный трудовой спор, который надо рассматривать в суде.

— Инспектор в любом случае проведет проверку по вопросам, которые работник указал в жалобе. Если инспектор поймет, что конкретный вопрос можно решить только в суде, то объяснит это заявителю. Инспекторы выдают предписания по очевидным нарушениям, там, где в принципе между работником и компанией не может быть индивидуального трудового спора.

Например, у сотрудника не затребовали письменные объяснения по факту проступка, но, тем не менее объявили выговор. Вот это как раз очевидное нарушение. Если сотрудник оспаривает факт проступка, а из документов это не очевидно, то это уже пример трудового спора. Предписание по такому вопросу выдавать нельзя. Решать трудовой спор — компетенция суда, а не ГИТ.

Главное в статье СкрытьРаботодатель сможет узнать, кто пожаловался?

— Да, работодатель сможет узнать, кто пожаловался. Обычно эту информацию инспектор пишет в распоряжении на проверку. Там будет фамилия и инициалы заявителя. Если такой информации в распоряжении нет, спросите инспектора. Он обязан ответить. Исключение — работник письменно попросил не разглашать сведения о нем. Такое право у работников есть, ст. 358 ТК. В этом случае вы не узнаете, кто написал жалобу.

Проверка продолжится, если работник отзовет жалобу? Например, компания оперативно уладила все вопросы, и у работника больше нет претензий.

— Отзыв жалобы — это не повод прекратить проверку, если она уже началась. Поэтому в ваших интересах уладить все вопросы с работником до начала проверки. Затем работник должен направить в ГИТ письменный отзыв жалобы. Если же проверка уже началась, выясните у работника, не направляли ли он еще жалобы в ГИТ. Возможно, они в инспекцию еще не поступили. Просите работника отозвать эти последующие жалобы.

Следите, чтобы работник отозвал все жалобы. Например, он мог также обратиться в полицию, Госдуму и прокуратуру. Обычно такие заявления передают в ГИТ. Проверка не состоится, только если работник отзовет их все. Чтобы не опоздать, везите отзывы вместе с работником в ГИТ. Не можете приехать сразу, сначала направьте по факсу или электронной почте.

Назовите, пожалуйста, три самых популярных нарушения, которые инспекторы находят при проверках.

— Топ-3 нарушений — это неверные дни выплаты зарплаты в ПВТР, отсутствие спецоценки и оплата отпускных не в срок.

Самое популярное нарушение связано с зарплатой. Кадровики могут не вносить поправки в ПВТР годами, а бухгалтеры считают, что отслеживать изменения в Трудовом кодексе — это не их задача. Поэтому часто бывает ситуация, когда зарплату платят не в конкретные даты, а в удобные для бухгалтерии периоды, например с 5-го по 10-е число. Но так делать нельзя. Надо определить конкретные дни для выплаты зарплаты так, чтобы между выплатами было не больше половины месяца.

Что касается спецоценки, то работодатели часто не проводят эту процедуру. Так пытаются сэкономить, но в итоге платят штрафы и все равно проводят спецоценку по предписанию инспектора.

Еще одно нарушение — отпускные выплачивают позднее чем за три полных календарных дня до первого дня отпуска. То есть день выплаты отпускных в трехдневный срок включать нельзя. Например, если отпуск у сотрудника начинается в пятницу 19 июля, то оплатить его нужно в понедельник 15-го числа или раньше.

Также часто деньги переводят за день до отпуска. Скрыть это нарушение от инспектора у компании не получится, чтобы проверить, соблюдает ли работодатель сроки, нужен только приказ на отпуск, табель и расчетная ведомость. Главное в статье Скрыть

Документы, которые ГИТ требовать
не вправе
Кликните на картинку, чтобы узнать



Ходят слухи, что отменят штрафы за каждое нарушение. Как Вы считаете, компании станут чаще нарушать права работников и не бояться получить штраф?

— Этот запрет будет касаться только однотипных нарушений. Например, если компания не выплатила зарплату 20 сотрудникам, то назначать надо только один штраф, а не 20.

Сейчас этот вопрос закон напрямую не регулирует. Поэтому иногда инспекторы назначают штраф за каждый случай невыплаты. Но Верховный суд считает, что это недопустимо, постановление от 09.08.2016 № 29-АД169. Невыплата зарплаты нескольким сотрудникам — это одно нарушение.

Получается, если нарушения не однотипные, то и штрафов может быть несколько? Объясните, пожалуйста, когда штрафы могут суммировать?

— За каждое нарушение работодателя накажут, если, например, платит зарплату меньше МРОТ и не провел спецоценку. Также три отдельных штрафа инспектор назначит, если работодатель не включил в трудовые договоры обязательное условие, не выдал средства индивидуальной защиты и нарушил срок выплаты отпускных.

А по какому принципу инспектор решает, на сколько оштрафовать компанию? Ведь КоАП по каждому нарушению предусматривает диапазон — минимальное и максимальное наказание.

— Инспектор в первую очередь учитывает, какие негативные последствия для работников наступили или могли наступить из-за нарушения. Например, если на книге учета и движения трудовых книжек нет пломбы или сургучной печати, то никто из работников не пострадает. Поэтому виновному лицу можно назначить минимальный штраф. А вот невыплата зарплаты для работника всегда влечет негативные последствия. Не сможет купить еду, лекарства и оплатить коммуналку. За такое нарушение инспектор вправе назначить более высокий штраф.

Юлия Геннадиевна, посоветуйте, пожалуйста, нашим читателям, как снизить размер штрафа, если вдруг инспектор найдет, к чему придраться в их работе?

— Размер штрафа может быть минимальным, если кадровик признал свою вину, раскаялся, пытался предотвратить правонарушение, добровольно устранить его. Другие обстоятельства инспектор будет учитывать по своему усмотрению.

Если ГИТ выписала штраф кадровику, может ли его заплатить компания? Иногда ведь сотрудник нарушает закон, потому что вынужден выполнять указание начальства.

— Нет, уплачивать штраф должен тот, кого наказали. Директор может вернуть деньги кадровику, если считает, что он не виноват, но это корпоративное решение. В платежном документе должны быть указаны данные того человека, которому назначили штраф.
 

Беседовала Ирина БОГОМОЛОВА, юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

Главное в статье СкрытьКак узнать, кто пожаловался в ГИТ: совет от главреда
Даже если работник просит инспектора не выдавать его, есть три законных способа выяснить по косвенным признакам, кто написал жалобу.
Способ 1. Посмотрите, какие документы требует инспектор. Для того чтобы вычислить отдел, где трудится жалобщик, изучите запрос документов, которые инспектор передал вам вместе с распоряжением на проверку. Чтобы не разглашать сведения о работнике, инспектор должен проверить компанию целиком. Но инспекторы редко так поступают. Никто не хочет дополнительную работу. Поэтому инспекторы обычно запрашивают документы по отделу, в котором трудится работник. Поговорите с начальником отдела, с каким из работников были конфликты. Возможно, кто-то грозил подать жалобу в ГИТ. Если такой есть, то скорее всего инспектор пришел к вам по его заявлению.

Способ 2. Изучите предписание. Если сразу не получилось узнать, кто пожаловался в ГИТ, ждите, когда проверка закончится. Если инспектор найдет нарушения, то обяжет их устранить. Нарушения фиксируют в специальном документе — предписании. Когда работник просит не разглашать свое имя, инспектор выдает предписание по всем сотрудникам, права которых нарушила компания. Но часто бывает так, что отдельные нарушения есть только в отношении какого-то одного сотрудника. Имя сотрудника и будет фигурировать в отдельной строке предписания. Скорее всего, это и есть тот, кто пожаловался в ГИТ на компанию.

Предписание об устранении нарушений трудового законодательства


Способ 3. Оспорьте проверку в суде. Если первые два способа не сработали, есть еще один, который гарантированно позволит найти жалобщика. Обжалуйте проверку в суде. Инспектор обязан передать судье копии материалов проверки, если компания ее оспаривает. Заявите суду ходатайство с просьбой ознакомиться с материалами дела. Среди материалов найдете жалобу работника, где будут все его данные.

Что делать, когда нашли жалобщика. Когда узнали, кто из работников пожаловался в ГИТ, попросите его отозвать жалобу из инспекции. Узнайте, как это сделать и от каких проблем вас избавит.

Как оспорить результаты проверки ГИТ:
получите подробную инструкцию с бесплатным доступом к обучению

«Руководство отделом кадров»

Активировать бесплатный доступ